Бытует мнение, что со временем качество фильмов ужасов всё понижается и понижается. А всё почему? Потому что они перестали удивлять. Современные ужастики совершенно не справляются с этой важной задачей. Они лишь выпрыгивают из-за угла и пользуются теми же приёмами, что и 20-30 лет назад, почти не привнося ничего нового.
Да, жанр погряз в самокопировании и клише, и с этим нужно что-то делать. Для начала следует хорошенько изучить проблему. Давайте же вспомним о самых утомительных штампах киноужастиков, которые кочуют из фильма в фильм.
1. Убегая от преследователей на машине, нужно просто бежать по дороге вперёд. Никуда не сворачивая
Пытаясь на своих двоих оторваться от автомобиля, взяв его на износ.
2. Убегая от кого-то в опасной ситуации, невозможно не упасть
Обычно герои фильмов и ста метров без неуклюжего падения пробежать не могут. А в начале фильма они кажутся вполне здоровыми людьми без проблем с вестибулярным аппаратом.
3. Машина никогда не заводится в нужный момент НУ ЖЕ ПОЖАЛУЙСТА!!
И жертву всегда успевает настигнуть маньяк, предварительно продемонстрировав свою руку на боковом стекле. Есть теория, согласно которой маньяки и машины подписали какой-то взаимовыгодный договор. Но это сложно проверить.
4. Родители бесполезны
Если у детишек какие-то нелады с убийцами или жуткими монстрами, родители — последний люди, к которым следует обращаться за помощью. Они никогда не слушают. А если и слушают, то не верят. А если и верят, то их сразу же мочат.
5. Сила убийцы неравномерно распределена по сюжету
Убивец то силён как лев, то ничтожен как комарик, в зависимости от того, на какой стадии находится фильм. Именно поэтому главные герои в конце концов оказываются способны его одолеть. Причём не сильно-то и напрягаясь. А ведь в начале фильма он казался непобедимым!
6. Жертва постоянно выдаёт себя одним звуком
Вне зависимости от того, насколько хорошо спряталась жертва, она всегда умудряется случайно произвести какой-то звук. Тут-то ей и крышка. Обычно источник звука берётся крупным планом, и мы уже за секунду-две знаем, что сейчас произойдёт. Эх…
7. Убийца идёт пешком, но от него всё равно не убежать
Уважающий себя киллер всегда невозмутим и нетороплив. Но его жертвы спасаются от него так, будто под ними неожиданно появляется беговая дорожка. Ну или же см. пункт 2.
8. Убийца неуязвим
Если в ужастике злодеем является какой-то один персонаж, то по нему хоть танком едь, но до самой последней сцены ничего с ним не сделается. И даже будучи побеждённым он может выжить. Чтобы можно было сиквел снять.
9. Подбежал к машине, спасаясь от преследователей — уронил ключи
Иначе зрителям слишком скучно, думают создатели фильмов. Дрожь в руках паникующего героя объяснить, конечно, можно, но не хочется. Слишком уж часто мы это видели.
10. Клише «последняя девушка»
В начале она самая скромная и незаметная, но в конце фильма именно она валит главного злодея. С помощью взявшихся из неоткуда способностей. Часто подобное развитие событий связано с пунктом №5.
11. Взял ствол впервые в жизни, но сразу стал профессиональным стрелком
В ситуации паники способности к усвоению новых навыков увеличивается. Но не настолько же! Стрелять вообще-то не так уж и просто. К тому же прицельно. А в кино новички в этом деле и в падении стреляют, и не глядя, и из-за стен. Спецназ отдыхает.
12. Скримеры, скримеры
Бу! Страшно? Конечно, нет. А почему? Потому что мы такое видели сотни раз. Неожиданно выскочить из-за угла со страшным звуком может и страшный монстр, и ваш любимый котёночек. Без создания добротной атмосферы переживания это всё пустое. Мы, может, и подскочим в кресле, но как-то без души.
13. Темнокожий парень погибает первым
Нужно ли комментировать? Клише-стереотип, который уже не так часто встречается в кино. Ведь это не просто противный штамп, но и расизм. Тем не менее дожить до конца фильма именно темнокожему герою ох как непросто.
14. Дети — это страшно, жутко и лучше кто угодно, только не дети!!
Маленькая девочка в затемнённом помещении. Детский плач в темноте. Детский смех в темноте. Просто немного бледные детишки, стоящие с каменными лицами перед героем. В фильмах ужасов всё это является признаком того, что сейчас произойдёт беда. Контраст детей (они же милашки, цветы жизни и т.д.) и смертельной опасности, от них исходящей, всё ещё отлично работает. При виде детишек должно становиться страшно.
15. Нельзя игнорировать предупреждения старших (но их всегда игнорируют)
Главные герои, столкнувшись со злом, частенько встречаются с какими-нибудь познавшими жизнь мужчинами и женщинами, которые просят их бежать куда подальше. Но те не слушаются. А если и убегают, то см. пункт 2.
16. Полицейские всегда приезжают слишком поздно
Представьте себе ситуацию: киноманьяк пробирается в дом мирных горожан, начинает их всячески убивать, но тут приезжают полицейские и пристреливают его из пистолета. Представили? Вот именно! Такое развитие событий в голове не укладывается. Именно поэтому полицейские предпочитают сначала заглянуть в закусочную и на заправку, а уже потом мчатся на помощь. И приезжают как раз к утру.
17. Нагнетание обстановки в те моменты, когда ничего страшного не происходит
Перед тем, как показывать убийства и мордахи монстров крупным планом, нужно пару-тройку раз шугнуть зрителя. Запустить напрягающую музыку и начать медленную съёмку из-за углов — вдруг кто-то выпрыгнет. А никто не выпрыгивает, кроме сердечек зрителей.
18. Поиск чего-то в кромешной ТЕМНОТЕ
Желательно с фонариком. Желательно следуя в то место, куда ни в коем случае не следует идти. Ну и, разумеется, идти нужно в гордом одиночестве. Появление таких сцен объяснимо — герой водит фонариком в разные стороны и рано или поздно неожиданно (ожиданно) освещает лицо монстра. Раздаётся страшный звук. Зрители испуганы — цель достигнута.
19. Куклы такие же ужасные и жуткие, как и дети
Куклы, особенно те, что сделаны в прошлом веке, и сами по себе способны напугать. Так их ещё постоянно насыщают какими-нибудь злобными потусторонними силами. Контраст кукол (это же игрушки, созданные для развлечения) и смертельной опасности, от них исходящей, также отлично работает. Как и дети.
20. Убийца стоит вдалеке — свет выключается — свет включается — убийца стоит в 20 см позади жертвы (с занесённым ножом)
Бесшумность передвижения убийц, а так же их способность ориентироваться в темноте даже в незнакомых местах достойны восхищения. А герои-то как ими восхищаются! Некоторые аж помирают от восхищения.
Бонус: обобщающий штамп — все идиоты
Приехали в неизвестное место, не послушались местных, не уехали, столкнулись со злом, разделились, наведались во все самые тёмные места, встретились с маньяком лицом к лицу, попытались убежать по прямой, споткнулись, упали, спрятались, выдали себя каким-то звуком, попались, все умерли.
Конец фильма.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: